Публикация в газете «Красная звезда» 18.02.2014 г., автор Анна ПОТЕХИНА. Сокращенное изложение этой статьи приводится ниже. Полностью публикация доступна по ссылке archive.redstar.ru/index.php/newspaper/item/14435-sosudistyj-arkhitektor
– Как вы себя чувствуете? Где-нибудь больно? А где? Так... всё у нас нормально. Сейчас заведём наш стентик в эту артерию... Ну как, что-нибудь чувствуете? Потерпите, осталось несколько минут... –
Это разговор хирурга Ивана Ерошкина не в палате, а в операционной, где он беседует... со своим пациентом. Здесь нет медицинских сестёр (коллеги находятся в соседнем помещении, где следят за состоянием пациента по нескольким мониторам), нет яркого точечного света, металлического звона хирургических инструментов. Врач не стоит, склонившись к кровоточащему разрезу внутри больного, а манипулирует инструментом, контролируя свои действия по монитору справа от операционного стола. Хирург не в трёхслойной медицинской маске, а в пластмассовом прозрачном шлеме, напоминающем шлем пожарного.
Сегодня заслуженный врач России, доктор медицинских наук полковник медицинской службы запаса Иван Ерошкин – известный специалист, автор более 50 научных статей и публикаций. Иван Анатольевич – член Ассоциации сердечно-сосудистых хирургов России, Российского общества ангиологов и сосудистых хирургов, Российского научного общества специалистов по рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению, член Российского научного общества интервенционных кардиоангиологов. Его имя известно не только в нашей стране, но и за рубежом.
С эндоваскулярной хирургией он ознакомился, когда эту тему осваивали только мэтры академической хирургии. Тогда, 30 лет назад, на кафедре нейрохирургии ВМедА разрабатывались и выполнялись рентгенэндоваскулярные вмешательства при аневризмах сосудов головного мозга. И, возможно, он прикипел бы к этой научной теме, но молодому доктору предстояло служить в Ракетных войсках.
Будучи ординатором хирургического отделения госпиталя в Новосибирске, он случайно познакомился с профессором Борисом Добряковым, который, оценив его способности практического хирурга, предложил заняться серьёзными научными исследованиями. В 1994 году Иван Ерошкин защитил кандидатскую диссертацию.
Молодому учёному предложили переезд в 25-й Центральный военный клинический госпиталь РВСН (г. Одинцово). Попал он в отделение гнойной хирургии, где часто сталкивался с больными, страдающими сахарным диабетом. Одним из самых тяжёлых осложнений сахарного диабета является поражение сосудов и нервов нижних конечностей. В результате у пациента может развиться синдром диабетической стопы, что грозит ампутацией поражённых конечностей. В середине 1990-х ангиопластика была единственным способом спасти пациентам не только ноги, но и жизнь.
О возможностях баллонной ангиопластики в Одинцовском госпитале в начале 2000-х годов знали и даже закупили для проведения этих операций первый в стране ангиографический комплекс. Но энтузиастов, которые бы совмещали свои повседневные обязанности и новые методы диагностики и лечения, не было, пока за дело не взялся доктор Ерошкин, которого эта специальность зацепила ещё в студенческие годы.
– Я много читал иностранную литературу, общался с европейскими коллегами, – рассказывает Иван Анатольевич. – Моим кумиром был итальянский доктор Ланфро Грациани, который первым в мировой практике доказал, что рентгенэндоваскулярная реваскуляризация (баллонная ангиопластика) снижает количество высоких ампутаций конечностей, возможность неоднократных повторных вмешательств, минимизирует летальность. Нам пришлось нарабатывать свою методику проведения этих операций. Со временем в госпитале появились специальные инструменты: баллончики длиной от 1 до 28 см, конусные баллонные катетеры для берцовых артерий и артерий стопы. Вскоре нам удалось самим убедиться, что рентгенэндоваскулярные вмешательства являются эффективным методом, позволяющим сохранить конечность в течение года в 92 процентах случаев. Ещё несколько лет назад эти результаты казались фантастикой!
На тот момент Одинцовский госпиталь стал первым, где поставили на поток проведение операций по восстановлению магистрального кровотока при поражении артерий нижних конечностей ниже коленного сустава с применением методов рентгенэндоваскулярной хирургии.
Больные с поражёнными конечностями были для него не только пациентами, но и предметом научного исследования для будущей докторской диссертации. Выводы и исследования Ивана Ерошкина легли в основу докторской диссертации на тему «Рентгенохирургическая коррекция поражений артерий нижних конечностей у больных сахарным диабетом и её роль в комплексном лечении синдрома диабетической стопы», которую он с успехом защитил в 2010 году, и послужили поводом для открытия специализированного отделения, а потом и центра.
Он вполне мог бы сегодня почивать на лаврах, уйти на вольные хлеба, в гражданскую медицину или на профессорскую ставку в любой медицинский вуз. Но Иван Анатольевич признаётся, что в стенах Одинцовского госпиталя (ныне – филиала № 3 «3-й ЦВКГ им. А. А. Вишневского») он вполне реализовывается как специалист рентгенэндоваскулярной хирургии, да и возможности военного лечебного учреждения позволяют ему развиваться.
По словам Ерошкина, импортная техника, на которой проводится пластика сосудов, очень дорогая, а отечественные производители пока не могут воспроизвести что-нибудь подобное. Да и инструментарий хирурги применяют по большей части импортный. Поэтому себестоимость операций относительно высока. Но действующие офицеры и военные пенсионеры могут рассчитывать на бесплатную помощь военной медицины.
– Да, мы делаем немного операций на артериях нижних конечностей, но зато мы их делаем качественно и с хорошим результатом. И всё же я убеждён в том, что мы не лечим, а создаём условия, запускаем кровоток для того, чтобы хирурги, специалисты по реконструкции стопы работали на нормальных тканях, при нормальном кровотоке, – признаётся Иван Анатольевич. – Возможно, в перспективе такие вмешательства будут делать роботы – сегодня это тренд в мировой медицине. Тогда они будут поставлены на поток, но до этого ещё нужно дожить...
А пока Иван Анатольевич щедро раздаёт свои знания и опыт, воспитывает молодую смену. Сейчас, например, совместно с одним из Московских медицинских вузов он создаёт программу образовательных двухнедельных курсов, которые будут проводиться на базе госпиталя. Его часто приглашают на медицинские конференции, в регионы, чтобы научиться методике Ерошкина. Наберите его фамилию в любом поисковике, и перед вами откроются все его научные исследования. Казалось бы, в век плагиата и тотального нарушения авторских прав это недопустимое легкомыслие. Но Иван Анатольевич другого мнения.
– Во-первых, я в долгу перед теми, кто учил меня: это профессор Владимир Александрович Иванов, Геннадий Петрович Гришин, Александр Александрович Ефимов. Во-вторых, мне действительно есть, что сказать и чему научить, тем более что сейчас в России потребность в проведении эндоваскулярных вмешательств чрезвычайно высока. И чем больше специалистов будут уметь выполнять реваскуляризации на уровне голени и стопы, тем больше мы спасём людей.
...Рабочий кабинет Ивана Анатольевича больше похож на офис чиновника среднего звена: компьютер, бумаги, телефоны. И только репродукция известной фрески Микеланджело «Сотворение Адама» из Сикстинской капеллы говорит, что здесь работает доктор, который «запускает» сосуды и спасает жизнь пациентам.