Есипов Александр Владимирович

Публикация газеты «Красная звезда» 06.04.2015 г., автор Анна ПОТЕХИНА.

У госпиталя имени А. А. Вишневского огромное количество задач, которые не будут пересекаться с задачами госпиталей им. Н. Н. Бурденко и П. В. Мандрыки.
Cобеседник «Красной звезды» – начальник ФГБУ «3 ЦВКГ имени А. А. Вишневского», заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук полковник медицинской службы Александр ЕСИПОВ.

– Александр Владимирович, а правда, что вы учились в Суворовском училище, а срочная служба у вас проходила в госпитале имени А. А. Вишневского?
– Да, это правда. Я окончил Московское суворовское училище. А срочную службу проходил во взводе обеспечения госпиталя имени А. А. Вишневского санитаром-инструктором.

– Территория госпиталя сегодня – сплошная строительная площадка. Даже удивляешься, как доктора умудряются при этом ставить на ноги своих пациентов?
– Это, конечно, налагает определённые трудности, но поток нуждающихся в медицинской помощи столь велик, что работу госпиталя мы не можем остановить ни на сутки.

Идёт и капитальный, и текущий ремонт. Кстати, многопрофильный хирургический корпус строится уже семь лет, но в полную силу строительство удалось запустить только при поддержке министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Кужугетовича Шойгу. Надеемся, что в 2015 году нам удастся сдать в эксплуатацию и новый корпус неврологического отделения.

– Это планы ближайшего года. А в перспективе?
– Хочу подтянуть сюда авиационную составляющую – вертолётную площадку рядом с госпиталем. Мне видится, что госпиталь имени А. А. Вишневского для осуществления этой идеи имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. Во-первых, он расположен вдалеке от центра – в 5 км от МКАД, вблизи транспортных магистралей. Во-вторых, практически в «шаговой доступности» от нас находятся военные аэродромы в Кубинке и в Чкаловском, два гражданских аэропорта Шереметьево и Внуково. Доставка раненого вертолётом с военного аэродрома займёт минуты. В-третьих, нам могли бы доставлять на вертолёте и гражданских пострадавших в ДТП, так как мы расположены в развитом транспортном узле.
Я убеждён в том, что строительство вертолётной площадки - очень перспективный и востребованный ресурс. Кстати, это подтверждает и мировой опыт.
Пока мы находимся на этапе планирующих документов, но нас поддерживает ГВМУ, поэтому я не сомневаюсь, что этот проект будет реализован в ближайшее время.

- А какие приоритеты у вас с точки зрения медицины?
- Самое главное - в дискомфорте, вызванном строительными работами, сохранить людей: творческий, работоспособный коллектив, который сложился годами. Но и параллельно со строительством продолжать развиваться. Например, мы первые в Вооружённых Силах приобрели гибридную операционную. Пока идёт этап адаптации этого оборудования к нашим условиям. Надеемся, что к июню мы в ней заработаем. Начальник центра кардиохирургии профессор Александр Лищук планирует делать в гибридной операционной до 600 высокотехнологичных операций в год. Например, операции по пересадке сердца, печени, почек и трансплантацию остальных органов. Тем более что на этот вид деятельности мы уже получили лицензию.
Сейчас мы уже приобрели установку для лазерной энуклеации простаты – нового метода хирургического лечения аденомы простаты. Полностью перешли на эндоскопические операции при заболеваниях органов мочевой системы. Открытых операций делаем крайне мало. Это, согласитесь, уже другой уровень медицины! Планируем развивать на нашей базе центр ангиохирургии, которым сегодня руководит доктор медицинских наук профессор Владимир Иванов. И центр нейрохирургии, которым руководит доктор медицинских наук профессор Геннадий Антонов.

- Госпиталь имени академика Н. Н. Бурденко делает ставку на развитие онкологии, кардиологии и травматологии. Какую специфику будете развивать вы?
- Действительно, каждый госпиталь должен иметь свою специализацию и своё лицо. Так мы видим свою миссию в лечении боевой травмы различного характера: пулевые ранения, ДТП, падение с высоты, техногенные катастрофы, чрезвычайные происшествия – то есть травмы, схожие по механизму с боевыми повреждениями. Мы хотим создать своего рода военный «Склифосовский». Будем и дальше развивать реабилитацию пациентов после тяжёлых травм (филиал № 2 госпиталя на Левобережной), авиационную медицину (филиал № 1 в Красногорске) и видовую - филиал № 3 в Одинцово и филиал № 4 в Краснознаменске, инфекционную составляющую и педиатрию. Для этого есть соответствующие лицензии, персонал и опыт.
Один из козырей нашего госпиталя - центр традиционной медицины – единственный в Вооружённых Силах, которым руководит заслуженный врач Российской Федерации полковник медслужбы запаса Анатолий Петрович Петько. Вместе с руководителем ГВМУ генерал-майором медицинской службы Александром Яковлевичем Фисуном мы специально ездили в Китай познакомиться с опытом китайской медицины, который потом будет применяться в центре традиционной медицины. Например, нам показалось интересным создание лабораторий для приготовления лекарств растительного и животного происхождения, пищеблока для приготовления блюд на основе китайской медицины…
Так что у нас огромное количество задач, которые не будут пересекаться ни с госпиталем Н. Н. Бурденко, ни с госпиталем имени П. В. Мандрыки.

- Известно, что на вашей площадке – у первых среди военно-медицинских учреждений - разворачивается центр телемедицины.
- Да, мы периодически проводим телеконференции с коллегами из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. По техническим причинам мы пока не можем охватить отдалённые регионы страны. Но за этим направлением большое будущее. Ведь Национальный центр управления обороной Вооружённых Сил, созданный на основе тех же принципов, уже вовсю работает.

- В отличие от госпиталя имени академика Н. Н. Бурденко вы остались бюджетным предприятием. Плюсы и минусы этого статуса?
- Во-первых, у нас есть штатное расписание, которым мы можем маневрировать. Например, в случае необходимости я своим решением могу оперативно развернуть дополнительно 3-4 отделения и изменить штатное расписание. В казённом учреждении мне бы это сделать было труднее. Во-вторых, с точки зрения финансирования у меня есть госзадание, рассчитанное под определённое количество пациентов. Дополнительные денежные средства от лечения пациентов по ДМС, ОМС и от оказания платных услуг идут на стимулирование персонала, закупку оборудования и медикаментов. Казённое учреждение живёт строго по смете, зато у них меньше рисков и сотрудникам не надо думать, как заработать дополнительные средства. Время покажет, чей правовой статус будет более эффективным. Но в одном убеждён точно, что если нам дали право зарабатывать деньги своим умом и способностями, больной должен оставаться пациентом, а не клиентом.

- Как экономический кризис отразился на деятельности госпиталя?
- В этом вопросе руководство Минобороны и ГВМУ нам очень помогло. Удалось закупить новое оборудование и лекарственные препараты по старым ценам. Например, эхокардиограф экспертного класса, аппарат УЗИ экспертного класса фирмы Phillips.

- Для госпиталя имени А. А. Вишневского важно конкурировать с гражданской медициной?
- Я бы не сказал, что нам необходима конкуренция. Скорее, это сотрудничество с гражданской медициной. Тем более что все правовые и финансовые проблемы этого сотрудничества руководством Министерства обороны решены. Конкуренция должна быть не за деньги, а за науку, за медиков-виртуозов. Нам нужно изучать опыт гражданской медицины, но при этом занять свою нишу, учить специалистов работать в экстренном режиме, сформировать боеспособную систему управления госпиталем, и тогда мы создадим новый бренд госпиталя имени А. А. Вишневского.

Оригинал